Был у
падишаха преданный и мудрый визирь. При всяком возникшем затруднении падишах
призывал мудреца и спрашивал совета. Всякий раз ответ визиря на тот или иной
вопрос падишаха был примерно одинаков: все что ни делается, все к лучшему. На
недоумения падишаха визирь обычно отвечал – жизнь покажет рано или поздно, почему
всякое событие полезно для нас. Так и шла жизнь, пока не произошло следующее.
Падишах,
занимаясь военными учениями, неловко управился с оружием, и ему отрубило палец.
Тут же он обратился к визирю – мол, такая беда, за что такое наказание. Мудрец
как всегда ответил: все что ни делается – к лучшему, нам на пользу. Однако на
этот раз падишах был взбешен ответом, и потребовал немедленно разъяснить, как
такая утрата может быть полезной. Верный слуга отвечал, что жизнь рано или
поздно покажет пользу. И такой ответ не устроил господина, он приказал бросить
визиря в темницу, на хлеб и воду, заточить до тех пор, пока тот не найдет
вразумительный ответ.
Год ли, два
ли сидит визирь в заточении. Падишах со свитой решил отправиться на охоту в
дальний путь. Увлеченные погоней за дичью они забрели в чужие земли, и попали в
засаду туземцев. После недолгого сражения, трусливая свита сбежала, а толстый и
неуклюжий падишах не смог и попал в плен дикарям. Приведя его в свой лагерь,
они представили пленника шаману, который распорядился принести падишаха в
жертву их божеству. С пленника стащили одежду, приволокли его к жертвеннику,
стали привязывать. И тут вдруг шаман обнаружил, что пленный – калека, на руке
не хватает пальца. Зачем же божеству «бракованная» жертва, божество может
разгневаться. Решено было, за неимением другой жертвы, падишаха прогнать.
Намяли бока и прогнали прочь.
Истощавший,
ободранный, но живой падишах добрался до своего дворца, и немедленно велел
привести из темницы визиря.
- Теперь я
осознал, в чем мудрость твоих слов «все к лучшему», благодаря отсутствию пальца
я остался жив, прости меня - сказал ему
падишах.
Но ведь ты,
мой мудрый визирь пострадал, значит, не все
к лучшему.
- Ошибаешься,
ответил визирь.
– Ведь ты
гнил в темнице на хлебе и воде столько времени! Зачем лукавишь?! Падишах
вскинул в гневе бровь
- Никакого
лукавства, отвечал визирь. У меня было достаточно свободного времени. Все это
время я постился, и в молитвах общался с Богом, а значит на пользу своей душе. Но
это еще не все. Если бы я не был в темнице, благодаря тебе, то сопровождал бы
тебя на охоте, и не бросил бы тебя, как твоя трусливая свита. Тогда туземный
шаман, забраковавший тебя из-за отсутствия пальца, принес бы в жертву меня…
|